Правовой режим земель сх назначения

Сегодня постараемся полностью раскрыть тему: "Правовой режим земель сх назначения" и написать понятные выводы. Если у вас возникли дополнительные вопросы, не раскрытые в статье или хотите актуализировать информацию на 2020 год, то вы в любой момент можете связаться с онлайн-консультантом.

Правовой режим земель сх назначения

Главная » Земля » Правовой режим земель сх назначения

Часть земель России переведена в статус участков земельного массива сельскохозяйственного назначения для того, чтобы обеспечить продовольственную безопасность стране. В отношении данной категории земель существуют определенные нормы использования, которые надо изучить.

Общая характеристика правового режима земель сельскохозяйственного назначения

Законодательная база РФ выделяет в качестве отдельных категорий применения земельных ресурсов страны 7 видов целевого применения. Назначение и варианты применения территории, определенной к каждому виду деятельности на участках, строго регламентированы. А мероприятия, которые могут осуществить арендаторы, владельцы участков, ограничены для каждого конкретного ВИР.

К землям сельскохозяйственного назначения особое внимание и контроль, а закон причисляет к этой категории следующие объекты:

  • Участки земельного массива, которые находятся за пределами внешних границ планового развития муниципалитетов и поселений;
  • Предоставляются земледельцам для выращивания культурных растений или выпаса скота.

Запомните, что среди земель под сельское хозяйство выделяют:

  • Поля, сады, выпасные луга для осуществления сбора и заготовки растительного материала;
  • Автомобильные дороги, коммуникационные сооружения, которые применяются в сельском хозяйстве для доступности территорий возделывания культур;
  • Созданные лесополосы по границам полей, укрепленные лесами овраги;
  • Водные объекты, лиманы, применяемые в производстве пресной рыбы.

Для осуществления надзорных функций в отношении различных категорий земель введено понятие правового режима использования земель. В России существует общий режим землепользования, который применим ко всем участкам земли конкретной категории по всей территории страны. Кроме этого, выделяют законодатели и особый режим, который применяется к конкретному виду землепользования в отношении определенных участков земли.

Режим применения земель сельского хозяйства состоит из:

  • Объекта применения правового статуса сельскохозяйственной категории земли;
  • Регулирующих деятельность владельцев или арендаторов земли государственных органов: Росреестр, Росимущество, федеральные и муниципальные органы;
  • Граждан, применяющих земли указанного назначения по целевому назначению;
  • Совокупности условий использования земли и прав по применению земельных угодий;
  • Система обеспечения информационной поддержки для регулирования и контролирования соблюдения режима землепользования. Разработанная система взаимодействия законодателя, исполнителя и нарушителя. Сюда же включаются специалисты, входящие в состав комиссий по разработке и внедрению новых нормативных актов.

Правила использования земель сельскохозяйственного назначения

Изучите закон и запомните перечень лиц, которые могут применять земли для сельского хозяйства:

  • Фермеры, иные граждане, занимающиеся выращиванием культур и ведением собственного подсобного хозяйства;
  • Юридическими лицами, занимающимися профильной деятельностью в соответствии с ВРИ участка земли;
  • Некоммерческие организации, фонды иные объединения граждан;
  • Отдельными объединениями казачества, культуру которого необходимо сберечь;
  • Учеников и практикантов специальных учебных заведений, которые осуществляют теоретическую и практическую подготовку специалистов в области сельскохозяйственной деятельности и агрономии;
  • Общины северных народностей, которые используют определенные государственные преференции и льготы в развитии местного сельского хозяйства, которое напрямую связано с особенностями национальной жизни северных народов и народов востока России.

Отдельно изучите вопрос государственной поддержки малым народностям, так как им предоставляются земли в пользование, которые имеют определенную специфику применения. Для оленеводов севера очень важно, чтобы они могли пасти стада оленей на обширных угодьях, которые государство предоставляет в пользование.

Строительство жилья на землях сельхозназначения

Частым вопросом среди фермеров и земледельцев становится право возведения жилого помещения на землях, которые предназначены для ведения сельского хозяйства и подсобной деятельности. В законе расписаны все варианты построек, которые допустимо возводить на территории сельскохозяйственных земель.

Договор безвозмездного срочного пользования земельным участком.

О рыночной и кадастровой оценке земельных участков читайте тут.

Все зависит от определенного законом вида использования земли:

  • Крестьянские хозяйства или фермерские земли;
  • Садоводческие некоммерческие объединения, дачные поселки или объединения;
  • Индивидуальное хозяйство, имеющее категорию приусадебного.

Изучите материал о том, что можно строить и на каких видах сельскохозяйственных земель:

  • Дачу или садовый жилой дом допустимо построить на землях для сельского хозяйства, которые предусмотрены для дачной застройки;
  • Нежилое сооружение технического назначения, к которому относится сарай, хранилище, допускается к постройке на любой территории земель для сельского хозяйства;
  • Капитальные объекты строительства в виде коттеджа или дома для проживания в нем на постоянной основе можно строить на фермерских угодьях или землях для личного приусадебного хозяйства.

Задумав приобрести участок земли или дачный участок с возведенными на нем конструкциями и объектами, изучите кадастровый паспорт участка, в котором содержится исчерпывающая информация о видах разрешенного землепользования.

Для наглядности запомните следующие варианты мероприятий, которые допустимо проводить на землях для сельского хозяйства:

  • Производство сельскохозяйственной продукции;
  • Осуществление вспахивания земли;
  • Проведение сенокоса и готовка стогов сена;
  • Использование по назначению пастбищ;
  • Выращивание растений и осуществление садоводческой деятельности;
  • Возведение построек на приусадебном участке.

В чем важность изучения документации в отношении конкретного участка земли? Неискушенный покупатель может поверить продавцам, которые заведомо вводят в заблуждение информацией о том, что перевести участок из одного вида землепользования в другой ВРИ не составляет труда.

На самом деле все далеко не так, проверьте, насколько дороже может стоить участок земли, который, например, перевели из дачного товарищества в участок под многоэтажное строительство микрорайона.

Читайте так же:  Нотариальный отказ от отцовства

Любое мероприятие по смене ВРИ в отношении земель для сельского хозяйства рассматривается администрацией района, где расположен участок, специальной земельной комиссией и местными депутатами. Шанс сменить ВРИ на законных основаниях без особой договоренности с администрацией мал.

Изменение категории земель сельскохозяйственного назначения

Рано или поздно для многих населенных пунктов возникает проблема расширения территории города, так как за действующей чертой поселения уже располагаются дачные или садовые товарищества или земли для пашни.

Чтобы перевести категорию земли для сельского хозяйства в категорию земель под поселение, необходимо:

  • Осуществить процедуру консервации земель;
  • Изменить границы города, поселка, деревни;
  • Создать природоохранную зону, например, заповедник;
  • Построить градообразующий объект промышленности;
  • Определить сельскохозяйственные земли как непригодные для дальнейшего применения по целевому назначению;
  • Соорудить автострады и коммуникации;
  • Обосновать необходимость создания военного объекта;
  • Добывать в указанном месте ценные природные ресурсы;
  • Возводить объекты социальной сферы.

На практике проще всего доказать в качестве мотива для смены вида землепользования необходимость расширения границ поселения. В таком случае земля может передаваться в качестве территории для строительства домов, а дачные поселки могут получить статус городской территории, а под возведение многоэтажных конструкций будут применяться не занятые земли.

В ситуации перехода дачных домов в состав городской территории, требования по соответствию нормам строительства в городской черте будут распространяться и на дачные дома, а это большинство дачников не смогут выполнить.

Не только наличие коммуникаций в домах и соблюдение санитарных норм, но и обустройство тротуаров, улиц определенной ширины должно соответствовать городским стандартам. Если комиссия выявляет несоответствие, то такие дачные поселения не получат статус городской черты.

Подводя итог, запомните, что невозможно перевести землю из сельскохозяйственного назначения в другую категорию, если кадастровая стоимость участка земельного массива, который планируется перевести, на 50% или больше средней стоимости земельных участков в данной местности.

Источник: http://uropora.ru/zemlya/pravovoj-rezhim-zemel-selskoxozyajstvennogo-naznacheniya.html

Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения входят в структуру земельных ресурсов России (ст. 7 ЗК РФ).

Согласно ст. 77 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения — земли,

    1. находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также
    2. предназначенные для этих целей.
Состав земель сельскохозяйственного назначения:

1) сельскохозяйственные угодья;

2) земли, занятые:

    • внутрихозяйственными дорогами;
    • коммуникациями;
    • лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений;
    • водными объектами;
    • зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Основным критерием отнесения земель к категории сельскохозяйственных является их назначение — использование для ведения сельскохозяйственного производства, под которым в данном случае понимается как ведение товарного сельского хозяйства, так и выращивание растениеводческой и животноводческой продукции населением для собственного потребления в личных подсобных хозяйствах, на садовых и огородных участках. Остальные направления использования сельскохозяйственных земель: разведение защитной древесно-кустарниковой растительности, строительство помещений для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, организация опытных участков для проведения сортоиспытания сельскохозяйственных культур и др. — непосредственно связаны с указанной основной целью.

Важное практическое значение имеет специальное указание в Земельном кодексе РФ на то, что к сельскохозяйственным землям могут быть отнесены только земельные участки, находящиеся за чертой поселений. Дело в том, что на территории сел, поселков, городов и других населенных пунктов также имеются земли, используемые в сельскохозяйственных целях, — приусадебные хозяйства жителей, огороды, овощеводческие, цветоводческие, парниковые хозяйства коммерческих организаций. На такие земельные участки распространяется правовой режим земель поселений , в составе которых выделяются специальные территориальные зоны сельскохозяйственного использования (см. главу учебника о землях поселений).

Следует иметь в виду, что участки земель, используемые в сельскохозяйственных целях, имеются также в составе земель транспорта и земель лесного фонда: на них распространяется правовой режим соответствующей категории земель .

Источник: http://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-i-sostav-zemel-selskochozyaystvennogo-naznacheniya

64. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Состав земель сельскохозяйственного назначения:

– земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных(вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Земли сельскохозяйственного назначения используются для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей:

– гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;

– хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;

– некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;

– опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений; – общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.

Читайте так же:  Как найти нотариуса по месту открытия наследства

Сельскохозяйственные угодья – пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.), – в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законами субъектов РФ включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

Использование и оборот земельных участков (земельных долей) из земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Источник: http://studfile.net/preview/2852465/page:63/

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

Главная » Земля » Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

Правовой статус земель сельскохозяйственного назначения регулируется нормами земельного законодательства (статья 78 ЗК РФ). При использовании участков, предназначенных для выращивания культурных растений, ряд требований предъявляются также и к субъектному составу пользователей.

Что представляет собой правовой режим наделов, используемых для ведения сельского хозяйства? Какие нюансы необходимо учитывать при приобретении земель данного назначения? Рассмотрим в представленной статье.

Правовой режим земель сельхозназначения

Кроме Земельного кодекса, регулирование оборота участков, предназначенных для удовлетворения сельскохозяйственных нужд, осуществляется Федеральным законом от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

К землям вышеназванной категории относятся участки, расположенные за пределами городских поселений. Основное назначение данного вида земель – выращивание растений, предназначенных для питания населения, используемых для промышленных предприятий в качестве сырьевого материала, а также для корма животных. В связи с высокой ценностью наделов сельскохозяйственного значения (плодородие почв, условия для возделывания), они находятся под особой охраной и защитой со стороны государства.

Такие участки ограничены в обороте и их использование сопряжено с определенными обязательствами пользователей перед государственными органами.

Пользователями сельскохозяйственных угодий могут быть как физические лица, так и юридические. К данным обстоятельствам предъявляется лишь одно условие – соответствие требованиям, предъявляемым законодательством к обладателям прав пользования земель.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Земли, предназначенные для выращивания сельскохозяйственных культур, подразделяются на:

  • наделы, предназначенные для непосредственного осуществления сельскохозяйственной деятельности;
  • участки, занятые коммуникациями и дорожными развязками, предназначенными для обслуживания угодий. К данной категории земель относятся участки, на которых расположены объекты водной среды, предприятия и сооружения, связанные с возделыванием и переработкой сельскохозяйственных культур.

Кроме того, в соответствии с нормами земельного законодательства (статья 39 ЗК РФ) земли, предназначенные для обеспечения нужд сельского хозяйства, классифицируются в зависимости от целевой направленности (используемые для животноводства или растениеводства) на следующие виды:

  • угодья, предназначенные для выращивания многолетних растений;
  • пастбища;
  • пашни;
  • сенокосы;
  • залежные земли.

Государством предусмотрен как общий механизм правового регулирования земель сельхозназначения, так и специальные режимы, разработанные исходя из специфики конкретного вида земельных наделов.

Правовое регулирование оборота и использования сельскохозяйственных угодий осуществляют органы государственной власти на региональном и муниципальном уровне (территориальные подразделения службы Росреестра, органы Росимущества, земельные комитеты и т. д.).

Кто может пользоваться землями сельскохозяйственного назначения

Использование земель сельскохозяйственного назначения возможно со стороны следующих лиц:

  • фермерские хозяйства и физические лица, зарегистрированные в качестве фермеров в индивидуальном порядке;
  • граждане, занимающиеся ведением подсобного хозяйства;
  • коммерческие компании, независимо от их организационно-правовой формы;
  • объединения казаков (предоставление им возможности по возделыванию сельскохозяйственных угодий связано с заботой государства о сохранении традиций казачества);
  • учебные и научные организации, деятельность которых связана с подготовкой и повышением квалификации кадров для работы в сфере сельского хозяйства;
  • общины коренных народов крайнего Севера. Такие объединения населений, созданные в целях сохранения культурных традиций и ведения сельскохозяйственной деятельности, особо поддерживаются со стороны государства, в том числе и путем выделения земельных угодий на льготных условиях.

Что можно строить на землях сельскохозяйственного назначения

Несмотря на то, что целевое назначение земель сельскохозяйственного назначения определено уже в их наименовании, законодательством не запрещается размещение на данных участках объектов строительства. Однако выделяется категория особо плодородных земель, на которых любая деятельность, кроме возделывания культурных растений, возбраняется. Следует отметить, что стоимость этих угодий значительно выше цены участков такой же площади, не обладающих особой ценностью.

Если вы приобрели земли сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется в общем порядке (не обладают высокой ценностью, размещение объектов строительства разрешается), то законодательством разрешается строительство следующих объектов:

  • сооружений, предназначенных для обслуживания, хранения и переработки сельскохозяйственных культур (складские помещения для хранения продуктов, станции для просушивания зерна, здания для промышленной переработки сырья и т. п.);
  • коммуникаций, дорожных проездов, необходимых для ведения сельскохозяйственной деятельности в промышленных масштабах;
  • в отдельных случаях допускается возведение жилых построек.

Виды разрешенного использования земель сельхозназначения.

О переводе земель из сельхозназначения в ИЖС читайте тут.

Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения

Статья 81 Земельного кодекса регулирует вопросы предоставления сельскохозяйственных угодий физическим лицам, занимающимся ведением подсобного хозяйства в личных целях. Выделение участков фермерским обществам регламентировано нормами Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». В любом случае, независимо от правового статуса потенциального пользователя земельного надела, подавайте официальное заявление в орган местного самоуправления с просьбой выделить вам земельный участок.

Читайте так же:  Типовой образец простой письменной формы договора купли-продажи автомобиля

Заявление о предоставлении вам земельных угодий из государственного или муниципального фонда можно также подать и через многофункциональные центры.

В заявлении в обязательном порядке укажите следующую информацию:

  • целевое направление использования угодий (для высаживания определенного сорта растений или сельскохозяйственных культур, для оленеводства и т.д.);
  • право, на основании которого, вы предполагаете использовать участок (собственность, аренда);
  • порядок выделения земельных угодий (готовы ли вы рассмотреть возможность приобретения участка за определенную плату или примите землю только в порядке безвозмездного предоставления);
  • срок, в течение которого вы планируете осуществлять сельскохозяйственную деятельность;
  • желаемый размер площади земельного участка с мотивированным обоснованием (специфика определенного вида деятельности, количество участников фермерского сообщества и т. д.);
  • местность, в которой необходимо выделение земельного надела, (представьте пояснения, почему другие варианты расположения угодий вы не рассматриваете).

Муниципальному органу государственной власти на рассмотрение представленного заявления и обосновывающих необходимость выделения земли документов, законодательством предоставляется срок не менее одного месяца. По истечении этого времени местная администрация предоставляет письменный ответ заявителю. При положительном решении гражданину, занимающемуся сельским хозяйством предоставляется план по расположению земельных участков в интересующей его местности или кадастровый план надела, подходящего под все заданные заявителем параметры.

В случае направления обращения с помощью услуг многофункционального центра, мотивированное решение об отказе в выделении участка либо разрешение на использование сельскохозяйственных угодий с предоставлением кадастрового плана участка, выдается также через МФЦ.

Однако обратите внимание, что срок предоставления ответа в данном случае ждать придется дольше на 2-3 дня, чем, если бы вы напрямую обратились в орган местного самоуправления.

В случае предоставления заявителю права на использование земельного участка, все расходы по оформлению кадастровых документов на землю ложатся на плечи пользователя. При данных обстоятельствах не имеет значения, приобретает ли участок для удовлетворения личных нужд и ведения подсобного хозяйства или в целях возделывания земли в промышленных масштабах. При любом варианте все финансовые вопросы по узакониванию прав на участок должны решаться приобретателем самостоятельно.

Предоставление сельскохозяйственных угодий накладывает на пользователей участков существенные обязательства.

Если получить земельные угодья для ведения деятельности, связанной с выращиванием культурных растений, вам удалось, то запомните несколько обязательных к исполнению правил:

  • организуйте на участке деятельность, только строго соответствующую его правовому режиму (выращивание многолетних культур, оленеводство, размещение станций по просушке зерна и т. д.);
  • установите график по систематическому использованию земли, а не от случая к случаю. Если участок не используется владельцем строго по целевому назначению в течение трех лет, то он изымается в пользу государства, в независимости от срока заключенного договора.

Помните, что после предоставления земельного участка, государство не ослабляет контроль за его использованием и оборотом. Правомерность использования земель периодически проверяется со стороны уполномоченных органов государственной власти, не только с помощью визуального осмотра, но и посредством проведения специализированных экспертиз почвы.

Если в результате проверочных мероприятий будут выявлены существенные нарушения (земля замусорена, наличие большого количества сорняков, надел используется не по назначению, почва заражена, истощена или потеряла ряд полезных свойств), то контролирующий орган государственной власти обращается в судебную инстанцию с соответствующим ходатайством об изъятии земельного надела. В дальнейшем, участок передается новому пользователю, к которому будут предъявлены те же жесткие требования.

Источник: http://uropora.ru/zemlya/osobennosti-pravovogo-rezhima-zemel-selskoxozyajstvennogo-naznacheniya.html

Особенности правового режима земель сельскохозяйственного назначения.

Под правовым режимом земель сельскохозяйственного назначения следует понимать установленный законом порядок их учета, кадастра, мониторинга, использования и охраны.

Первая особенность предопределяется функцией земли как объекта земельных отношений. Земля в данной сфере выполняет функцию производительной силы и незаменимого средства производства. Важнейшим фактором повышения ценности земли выступает степень (уровень) ее плодородия. Чем выше плодородие земли, тем выше ее качественная оценка, т.е. кадастровая оценка (стоимость) предоставляемых для сельскохозяйственного производства земельных угодий.

Вторая особенность правового режима выражается в приоритетном предоставлении земель, имеющих высокую кадастровую оценку, гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям, занимающимся сельскохозяйственным производством (иными словами, для сельскохозяйственных нужд).

Третья особенность также диктуется заботой общества, государства о сохранении и повышении плодородия земель, о защите их от ветровой и водной эрозии, от паразитарно-бактериальных вредных организмов. Поэтому круг правомочий и (особенно) обязанностей субъекта сельскохозяйственного землепользования значительно шире, чем, например, промышленного.

Четвертая особенность правового режима заключается в том, что круг субъектов сельскохозяйственного землепользования ограничивается строго определенными земельным законодательством сельскохозяйственными целями (выращивание плодово-ягодных насаждений, зерновых и овощных культур, ведение садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства, переработка сельскохозяйственной продукции); по категориям землепользователей нормируется предоставление земельных участков в пользование, владение и собственность.

Пятая особенность заключается в том, что преобладающая часть (в территориальном выражении) этих земель в условиях проводимой земельной реформы находится в частной собственности. По данным средств массовой информации, более 83% всех земель сельскохозяйственного назначения являются частной собственностью и, стало быть, в рамках, установленных земельным законодательством, участвуют в обороте, являются предметом рыночных отношений. Субъекты этих отношений наделены более широким спектром распорядительных правомочий.

Читайте так же:  Как оформить кредит наличными на карту

Шестая особенность правового режима заключается в более строгом (если не сказать — особом) порядке изъятия этих земель для иных не связанных с сельскохозяйственным производством целей. Именно для земель сельскохозяйственного назначения детализированным образом установлен регламент исчисления убытков, потерь, упущенной выгоды.

Седьмая особенность заключается в том, что за нарушение этого режима субъекты права сельскохозяйственного землепользования (равно как и другие субъекты правонарушения) несут повышенную дисциплинарную, имущественную, административную и уголовную ответственность.

Основными нормативными актами, регулирующими порядок использования земель сельскохозяйственного назначения, являются ЗК РФ, Федеральный закон от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»; Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»; Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»; Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и др. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, защитного лесоразведения, научно-исследовательских, учебных и иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством:

  • — гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
  • — хозяйственными обществами и товариществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;
  • — некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;
  • — казачьими обществами;
  • — опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебнопроизводственными хозяйствами научно-исследовательских учреждений, образовательных учреждений высшего профессионального, среднего профессионального и начального профессионального образования сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений;
  • — общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока для обеспечения их традиционного образа жизни, традиционного хозяйствования и традиционных промыслов (ст. 78 ЗК РФ).

В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. Разобраться в особенностях его формирования вам поможет ст. 80 ЗК РФ.

Государственное регулирование правового режима использования земель сельскохозяйственного назначения осуществляется через шесть основных функций: учета; планирования; распределения и перераспределения земель; регулирования порядка эксплуатации земель; контроля и правового обеспечения правового режима использования земель; охранительную. Подробнее об указанных функциях вы сможете узнать из соответствующего раздела учебника.

Кроме того, хотелось бы обратить внимание слушателей на методы и формы правового управления оборотом земель сельскохозяйственного назначения.

Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что Россия располагает огромными земельными ресурсами, но это национальное богатство страны используется крайне неэффективно и здесь все нарастающая роль отводится правоохранительным органам.


Источник: http://vuzlit.ru/402459/osobennosti_pravovogo_rezhima_zemel_selskohozyaystvennogo_naznacheniya

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

В чем состоят особенности правового режима земель сельско-хозяйственного назначения?

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения — установленный порядок использования земель, закрепленный законодательством для наиболее ценной категории земельного фонда РФ.

В настоящее время в России правовой режим земель сельскохозяйственного назначения определяется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ (ред. от 01.01.2017) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — ФЗ от 24.07.2002 № 101-ФЗ), а также главой XIV «Земли сельскохозяйственного назначения» Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ).

Земли сельскохозяйственного назначения входят в структуру земельных ресурсов России (ст. 7 ЗК РФ). Поэтому для земель сельскохозяйственного назначения установлен особый правовой режим, имеющий целью как охрану и повышение плодородия почв, так и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота.

Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Земли сельскохозяйственного назначения — особая категория земель, в состав которой входят лучшие, плодородные земли, составляющие достояние страны. Только в сельском хозяйстве земля используется не только как пространственно-операционный базис для размещения тех или иных объектов, но и как основное средство производства. Поэтому сельскохозяйственные земли подлежат особой охране. А на субъектов сельскохозяйственного землепользования возлагается дополнительный круг обязанностей, направленных на восстановление и повышение плодородия почв, а также других полезных свойств земли, на защиту земель от водной и ветровой эрозии и т.д. За неисполнение этих обязанностей наступают меры юридической ответственности.

Ст. 78 ЗК РФ устанавливает, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, для создания защитных лесных насаждений, для научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.

Читайте так же:  В каком банке взять кредит без справок с плохой кредитной историей

Использование земель сельскохозяйственного назначения допускается для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства.

Согласно ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья в зависимости от их естественных природных свойств и экономической целесообразности использования в целях растениеводства или животноводства подразделяются на следующие виды угодий: пашни; сенокосы; пастбища; земли, занятые многолетними насаждениями; залежи.

Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

Использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется ФЗ от 24.07.2002 № 101-ФЗ.

1.2 Каков порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства?

Согласно ст. 1 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее — ФЗ от 11.06.2003 № 74-ФЗ) «крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии».

В соответствии со ст. 12 ФЗ от 11.06.2003 № 74-ФЗ порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством, его деятельности устанавливается Земельным кодексом РФ (глава V.1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности).

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, устанавливаются законами субъектов РФ.

Минимальные размеры земельных участков не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее мини-мальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов РФ.

Порядок предоставления земельных участков из земель сельско-хозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности следующий. Граждане подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявления, в которых должны быть указаны:

  • 1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
  • 2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
  • 3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
  • 4) срок аренды земельных участков;
  • 5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
  • 6) предполагаемое местоположение земельных участков.

К заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со ст. 4 ФЗ от 11.06.2003 № 74-ФЗ.

Орган местного самоуправления на основании заявления или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.

Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия решения.

Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для осуществления фермерским хозяйством его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.

Минимальные размеры земельных участков не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов РФ.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://vuzlit.ru/1369852/pravovoy_rezhim_zemel_selskohozyaystvennogo_naznacheniya

Правовой режим земель сх назначения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here