Земли водного фонда

Сегодня постараемся полностью раскрыть тему: "Земли водного фонда" и написать понятные выводы. Если у вас возникли дополнительные вопросы, не раскрытые в статье или хотите актуализировать информацию на 2020 год, то вы в любой момент можете связаться с онлайн-консультантом.

Статья 102. Земли водного фонда

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ статья 102 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

Статья 102 . Земли водного фонда

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 102 ЗК РФ

1. К землям водного фонда относятся земли:

1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;

2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ в пункт 2 статьи 102 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

2. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ в пункт 3 статьи 102 настоящего Кодекса внесены изменения

3. В целях строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов осуществляется резервирование земель.

4. Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется настоящим Кодексом и водным законодательством.

>
Земли запаса
Содержание
Земельный кодекс (ЗК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/12124624/a8686a3a934ad52b7deba6b6dcd3e032/

Комментарий к СТ 102 ЗК РФ

Статья 102 ЗК РФ. Земли водного фонда

Комментарий к статье 102 ЗК РФ:

1. Комментируемая статья называет два вида земель, отнесенных к землям водного фонда:

а) земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах. Водный объект — природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. ВК не определяет понятие поверхностных вод, а лишь выделяет поверхностные водные объекты, которые состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Таким образом, законодатель рассматривает водный объект и земельный участок, на котором он расположен, как единое целое. К поверхностным водным объектам относятся: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники.

Согласно ч. 6 ст. 6 ВК полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. В соответствии с п. 8 ст. 27 ЗК запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования;

б) земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. Водные объекты и соответствующие земельные участки могут быть использованы для размещения таких сооружений, как плотины, водосбросы, водозаборные, водовыпускные и другие гидротехнические сооружения, мосты, подводные и подземные переходы, очистные сооружения, причалы, судоподъемные, судопропускные и судоремонтные сооружения, рыбозащитные и рыбопропускные сооружения, насосные станции, дамбы, берегозащитные сооружения и др. При строительстве и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевом и хозяйственно-бытовом водоснабжении, на водных объектах устанавливаются зоны, округа санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Водное законодательство вводит понятие водохозяйственной системы, под которой понимается комплекс водных объектов и предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов гидротехнических сооружений. Одним из принципов водного законодательства является принцип регулирования водных отношений исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему.

Документированные сведения о водохозяйственных системах и о гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах, включаются в государственный водный реестр.

Права на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах, их ограничения (обременения), а также в случаях, установленных в федеральных законах, на сделки с указанными сооружениями подлежат государственной регистрации в ЕГРП по месту нахождения данных объектов.

При прекращении права пользования водным объектом водопользователь обязан обеспечить консервацию или ликвидацию гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах.

С принятием ВК в 2006 г. и внесением соответствующих изменений в ст. 102 ЗК возник вопрос о правовом режиме земель водоохранных зон и береговой полосы, которые по ранее действующему законодательству входили в состав земель водного фонда. Современный законодатель, определяя в ЗК земли водного фонда, значительно сужает круг земельных участков, относимых к этой категории земель. Водоохранные зоны по современному законодательству могут быть отнесены к землям, выполняющим природоохранные функции (в составе земель природоохранного назначения). Хотя вполне очевидно, что земли, занятые водоохранными зонами или береговой полосой, как земли, предназначенные для использования и охраны водных объектов, должны подчиняться единому правовому режиму земель водного фонда.

2. Водохранилища являются одним из видов поверхностных водных объектов — водоемов (ст. 5 ВК), имеющих искусственное происхождение. Создание водохранилищ и иных искусственных водных объектов должно осуществляться с учетом законных интересов водопользователей и соблюдением требований рационального использования и охраны водных объектов.

Строительство водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах, является основанием для перевода земель и земельных участков в земли водного фонда (ч. 2 ст. 12 ФЗ о переводе земель из одной категории в другую).

3. Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает, что помимо норм ЗК правовой режим земель водного фонда устанавливается и положениями водного законодательства. В соответствии со ст. 2 ВК водное законодательство состоит из ВК, других федеральных законов, законов субъектов РФ, нормы которых регулируют отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения).

Читайте так же:  Право на наследство после смерти сына

Право собственности на земли водного фонда подчинено праву собственности на водные объекты. В качестве общего положения ВК закрепляет, что на водные объекты устанавливается федеральная собственность. Естественное изменение русла реки не влечет за собой прекращение права собственности Российской Федерации на этот водный объект.

В собственности субъекта РФ, муниципального образования, физического лица, юридического лица могут находиться пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности соответствующему субъекту, если иное не установлено федеральными законами. Пруд, обводненный карьер могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера. Право собственности Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.

Критерии разграничения права собственности на земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, установлены в ст. 7 ФЗ от 03.06.2006 N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» (СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2380). Так, земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью РФ, если указанные объекты находятся на территориях двух и более субъектов РФ или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности.

Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, т.е. общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено ВК. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено ВК, другими федеральным законами.

Собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Предоставление водных объектов в пользование физических и юридических лиц возможно на основании договора водопользования; на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование. Кроме того, водное законодательство устанавливает случаи, когда возможно использование водного объекта без заключения договора водопользования или принятия соответствующего решения для: судоходства (в том числе морского), плавания маломерных судов; осуществления разового взлета, разовой посадки воздушных судов; забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности и др.

Водные объекты, находящиеся в частной собственности, могут предоставляться в пользование на основании договора аренды и иных сделок. Водное законодательство не устанавливает способы, которыми могут отчуждаться водные объекты, находящиеся в частной собственности, и в данном случае оборот водных объектов должен регулироваться гражданским законодательством с учетом норм земельного законодательства.

ВК устанавливает случаи, когда водопользование может быть приостановлено или ограничено (ст. 41), а также содержит специальные нормы, направленные на охрану водных объектов при их использовании в различных целях (гл. 5, 6).

Источник: http://zemkod.ru/glava-18/st-102-zk-rf/kommentarii

Земли водного фонда: правовые вопросы

Территория, которая относится к категории земель водного фонда, может использоваться для обеспечения нужд населения: проживания, ведения хозяйства и даже промышленности. Есть определённые правила, которых придерживаются собственники и арендаторы наделов такого типа. За нарушение правил предусмотрены штрафные санкции, так как водные ресурсы всегда относятся к жизненно-важным и охраняемым.

Понятие водного фонда

В состав территории этого назначения входят:

  • дно водных объектов: озёр, рек, морей, протоков;
  • береговая линия;
  • прибрежная территория, размер которой определяется на законодательном уровне и зависит от типа водного объекта и его экологической и экономической ценности.

По закону водным объектом признаётся территория:

  • постоянно содержащая воду. Временные образования, возникшие в результате дождей или подтоплений, не учитываются;
  • зависящая от окружающей среды: естественно пополняется реками или подземными источниками. Бассейны и рукотворные озёра, о пополнении которых заботится только человек, не учитываются;
  • находящаяся на поверхности. Подземные источники, реки и озёра могут располагаться на землях других категорий, в том числе, промзоны.

Законодательство в сфере водных ресурсов

Все объекты, попадающие под действие специального законодательства, регистрируются в Едином Реестре Водных Объектов.

Нормы, так или иначе касающиеся этого типа ресурсов, встречаются в документах:

  • Водный Кодекс РФ;
  • Земельный Кодекс РФ;
  • Гражданский Кодекс РФ;
  • ФЗ 68;
  • ФЗ 155;
  • ФЗ 172;
  • Распоряжение Правительства «Водная стратегия РФ до 2020 года»;
  • региональные документы, касающиеся вопросов использования и охраны водных объектов.

В России почти 10% территории относится к этой категории. По этому показателю у нашей страны второе место в мире после Бразилии. В одних регионах сосредоточено большое количество водных объектов, в других их значительно меньше.

В некоторых субъектах можно встретить особо охраняемые, реликтовые озёра, болота, пруды. Многие объекты сосредоточены на территории заповедников и заказников, иногда являются их основой (например, Национальный Парк Зюраткуль в Челябинской области или Богдинско-Баскунчакский Заповедник в Астраханской области). Поэтому региональное законодательство обеспечивает более надёжную охрану водных объектов в дополнение к федеральным нормам.

Целевое назначение участков категории водных ресурсов

Границы территории водных ресурсов определяются общим законодательством:

  • наиболее удалённая линия отлива – для морей;
  • среднемноголетнее значение уровня воды – для озёр;
  • нормальный уровень воды безо льда – для водохранилищ, прудов;
  • границы торфяных залежей – для болот.
Читайте так же:  Если нет средств платить кредит что делать

К этому значению добавляется понятие береговая линия. Её невозможно заполучить в собственность, она относится к земле общего пользования, как и сам водный объект.

Если территория не относится к заповедной, она может быть использована в соответствии с целевым назначением.

Что можно и нельзя делать на водных территориях

  • строить на берегу здания для нужд населения: обеспечение питьевой водой, создание прогулочных зон и мест отдыха, строительство офисных зданий;
  • возводить объекты обеспечения хозяйственной деятельности: насосные станции для полива полей, хозяйственные корпуса для рыбоводства, птичники и тд.;
  • возводить дома ИЖС;
  • пользоваться поверхностью воды в целях создания порта, мест хранения плавсредств, водных станций и тд.;
  • использовать толщу воды для выращивания рыб, культивирования полезных водных растений и тд.
  • делать из водных объектов хвостохранилища, отстойники, отходники любых веществ и предметов;
  • создавать на прибрежной территории свалки;
  • сливать стоки промпредприятий и отходы от ведения сельскохозяйственной деятельности;
  • прокладывать нерегулируемые дороги, подъезжать на автомобиле к кромке воды;
  • мыть автотранспорт на прибрежной территории с использованием воды гидроучастка, а так же привезённой водой;
  • создавать близ кромки воды места хранения вредных веществ, агрессивной химии, ГСМ.

Пользоваться водными объектами можно только в соответствии с законом. Каждый тип объекта имеет список разрешённых типов использования, характерных для конкретной территории.

Есть три пояса территории по возможностям её использования:

  • строгий режим – земля вокруг гидротехнических сооружений и источников обеспечения водой. Находиться на этой территории может только собственник (обычно – представитель муниципалитета, осуществляющий контроль над объектом);
  • зона ограничения – территория прибрежной полосы. Строительство объектов возможно лишь после получения санитарного разрешения;
  • зона наблюдения – близкая к воде территория. Здесь повышенное внимание уделяется контролю за санитарно-эпидемиологическим и экологическим состоянием: чтобы в воду не попали источники заражения или загрязнения, которые скажутся на благосостоянии граждан.

Административная и даже в некоторых случаях уголовная ответственность предусмотрена за следующие виды запрещённого использования водных ресурсов:

  1. проникновение на запрещённую зону (особо охраняемая);
  2. пахота в водоохранной зоне;
  3. несанкционированная вырубка леса;
  4. устройство скотомогильников, кладбищ и иных объектов, создающих эпидемиологическую угрозу;
  5. ведение фермерского хозяйства;
  6. загрязнение территории ядовитыми химическими соединениями, в том числе, удобрениями;
  7. загрязнение или нарушение функционирования подземных вод;
  8. организация сброса ядов в воду.

Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических правил использования водоохранной территории возлагается на:

  • самих граждан-водопользователей;
  • муниципалитеты;
  • региональные и федеральные службы мониторинга.

Содержание водных ресурсов в чистоте и экобезопасности – первостепенная задача для государства, так как чистая вода относится к жизненно-важным ресурсам. Потеря источника пресной воды зачастую оказывается невосполнимой, а внедрение в морские экосистемы может обернуться экологической катастрофой региона.

Собственники водных ресурсов

Крупные гидрообъекты могут принадлежать только государству.

Остальные:

  • находящиеся на границах нескольких регионов – во владении федеральных властей;
  • обособленные – на балансе регионов;
  • территории с прудами и обводнёнными каналами – принадлежат как региональным властям, так и частным лицам, физическим и юридическим.

К федеральной собственности всегда относятся:

  1. курортные зоны;
  2. заповедники, заказники, нацпарки;
  3. территории, предназначенные для нужд обороны.

Собственником самого водного объекта частное лицо быть не может. Право владения оформляется только на землю, на которой располагается гидроучасток.

Имущественные отношения с водными ресурсами

Как можно пользоваться и владеть гидрообъектами:

  • для личных нужд, не противоречащих закону: гулять вдоль территории, купаться, плавать на лодках, брать воду для личных целей и тд. Это касается общедоступных территорий;
  • строить на территории объекты с учётом санитарных норм такого вида деятельности;
  • краткосрочная и долгосрочная аренда, обязательно с сервитутом, который обеспечит свободный доступ к воде по арендованной территории для водопоя, забора воды, швартовки суден;
  • полноправное владение участком (собственность), в составе которого есть доступ к воде, так же с сервитутом.

Личное пользование

Касается только береговой линии. Она не может принадлежать частному лицу даже, если находится на его территории.

Аренда

Договор аренды заключается с федеральным агентством Росводоресурсов.

  • для видов деятельности, связанных с использованием плавсредств;
  • промыслы: охота, рыболовство, рыбоводство;
  • гидрографическая, геологическая, топографическая деятельность с целью обучения или проведения исследований, наблюдений;
  • организация водопоя или полива ЛПХ.

В некоторых случаях потребуется лицензия на деятельность.

Договор водопользования (аренды) нужен:

  • для забора воды в промышленных масштабах (полив СХЗ, организация искусственного водного объекта);
  • создание акватории, рекреации;
  • строительство и ввод в эксплуатацию гидроэлектрических сооружений.

Правила перевода и изъятия земель водного фонда

Оформить в собственность можно только часть водного объекта или весь целиком, если он имеет небольшие размеры (пруд, маленькое озеро). Существует принцип муниципального владения: как можно больше водных ресурсов оставлять под ответственностью государства.

Кроме того, администрация может принудительно изъять территорию с гидроучастком, если есть основания для этого: он нужен для обеспечения благосостояния населения, либо несколько участков, принадлежащих разным владельцам, не могут существовать и использоваться обособленно.

  • принудительное по решению суда;
  • изъятие с компенсацией (денежная или предоставление другого надела);
  • изменение формы собственности (реквизиция, долгосрочная аренда, сервитут, решение о присвоении земле категории водного объекта).

Принципы смены категорий водного фонда таковы, что государство не обязательно изымет нужный участок навсегда. В случае, если на территории планируется строительство важного социального или экономического объекта, надел может быть реквизирован: то есть, право собственника временно будет ограничено. Временной промежуток – от 2 до 20 лет.

Читайте так же:  Кому достанется наследство после смерти бывшего мужа

Источник: http://pravorf24.ru/zemelnoe-pravo/zemli-vodnogo-fonda/

Земли водного фонда

Под землями водного фонда в РФ подразумевают специализированные участки земли, на которых расположены водные объекты и их водоохранные зоны, отводные полосы, зоны водозабора, гидротехнические сооружения и иные участки, объекты и сооружения, причисляющиеся к водному хозяйству.

Основная часть из вышеуказанных земель относится к водным объектам:

  • поверхностным водам – рекам, озерам, болотам, водохранилищам, ледникам и т.д.;
  • внутренним и территориальным морям;
  • подземным водам – бассейнам, водоносным горизонтам, источникам и выходам подземных вод.

К фонду причисляется не только дно водоемов, но и прибрежная зона. Происхождение объекта (искусственный или естественный) роли не играет. Но без сохранения гидравлической связи и постоянства, объект не может считаться водным, таковыми не являются контейнеры с жидкостью или дождевые лужи.

Законодательство России относит земли водного фонда к особо охраняемым. На их территории допустима легальная хозяйственная деятельность, с соблюдением целевого назначения и правового режима.

Охранный режим фонда

Любая охрана включает в себя систему особых мероприятий, направленных на регулирование, сохранение и восстановление объекта охраны. Отношения, связанные с регулированием земель водного фонда складываются из предоставленных прав и наложенных обязанностей на участников таких отношений.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Три основных направления охранной деятельности:

  • регламентированные требования к использованию (только по назначению, недопустимость неправомерного использования);
  • санкции за нарушения норм водного и земельного законодательства в отношении земель водного фонда;
  • действия, направленные на восстановление водных ресурсов и прилегающих земель.

Главными задачами особого охранного режима являются контроль над загрязнением вод и земель, установление правил строительства, эксплуатации и сноса строений, а также санитарных зон около источников воды.

Надзор за соблюдением законодательных актов и регламента охраны земель водного фонда осуществляют уполномоченные должностные лица – государственные инспекторы в области использования и охраны объектов природы. Водное, земельное, гражданское, уголовное законодательство и соответствующие Федеральные Законы регулируют отдельные положения правового режима земель, включая ответственность за нарушения.

Запрещенное и разрешенное использование земель

Водный кодекс РФ точно определяет понятие водоохранной зоны. Это территории в границах водных объектов, в которых устанавливается особый правовой режим деятельности и хозяйства. Внутри таких территорий производятся специальные мероприятия по очистке и сохранению ресурсов (совершенствование технологий, чистка поверхности, контроль над использованием и прочее).

Перечень запрещенной деятельности на водоохранных зонах:

  • использование стоков для водоснабжения почв;
  • размещение отходников, отстойников, кладбищ, скотомогильников;
  • авиационно – химическое опыление;
  • неурегулированное движение и стоянка транспортных средств (за исключением предназначенных для этого дорог и площадок);
  • размещение горючих, смазочных веществ, ремонт и мойка транспортных средств;
  • нелегальная установка и эксплуатация судостроительных организаций, верфей, сооружений внутренних водных путей;
  • хранение и использование пестицидов, химикатов;
  • незаконная добыча полезных ископаемых;
  • организация свалок;
  • некоторые виды сельскохозяйственной деятельности.

В пределах водоохранных зон и защитных прибрежных полос допускается проектирование, строительство, эксплуатация хозяйственных и иных сооружений, при условии оснащения этих предприятий специальным оборудованием:

  • централизованная канализация;
  • система отвода сточных вод и жидкостей;
  • сооружение для сбора отходов, фильтрации (очистки) сточных вод;

Режим собственности

Субъектами водных правоотношений являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, пользователи (физические лица – для собственных нужд, юридические лица – для осуществления предпринимательской деятельности при наличии специальной лицензии).

На водные объекты и земли фонда распространяется федеральная собственность. Муниципальные образования и частные лица имеют такое право только на обособленные водные объекты. Субъекты РФ – только на те водоемы, которые полностью находятся в пределах субъекта и не относятся к федеральной собственности.

В частной собственности могут быть объекты, отвечающие следующим требованиям:

  1. Обособленность и замкнутость.
  2. Небольшая площадь.
  3. Отсутствие протоков.
  4. Отсутствие связи с другими водными объектами.

В исключительном ведении РФ находятся водоемы:

  1. Находящиеся на территории двух и более субъектов.
  2. Отвечающие за нужды обороны и иные нужды федерального значения.
  3. Являющиеся средой обитания охраняемых и редких видов рыб.
  4. Пограничные воды, внутренние и территориальные моря.
  5. Являющиеся курортными зонами, особо охраняемыми территориями, лечебно – оздоровительными зонами федерального значения.

Аренда земель водного фонда

Для аренды участка водоохранной зоны на свои нужды, необходимо заключить договор водопользования. Цели аренды могут быть следующими:

  1. Забор ресурсов с поверхности.
  2. Использование акватории в рекреационных и иных целях.
  3. Использование акватории для производства электроэнергии (без забора).

Заключение договора со стороны арендодателя осуществляют Федеральное агентство водных ресурсов и его подразделения (в отношении федеральных водных объектов), уполномоченный орган субъектов РФ, орган местного самоуправления (в отношении муниципальных объектов).

В договоре должны быть указаны сведения и границы объекта, цели использования, срок, порядок оплаты, ответственность, условия изменения и прекращения соглашения.

Суть договора сводится к аренде, обязательна регистрация в Государственном Водном Реестре. Максимальный срок заключения – двадцать лет, по истечении которого, добросовестный арендатор имеет преимущественное право на перезаключение. Для этого необходимо подать соответствующее заявление в орган власти (не позднее, чем за три месяца до конца срока). Водопользователь может также передать свои права другому лицу, с согласия органа, заключившего договор (кроме договора о заборе воды).

Важно! В случаях, предусмотренных законом, при наличии нескольких претендентов на участок, проводится аукцион.

Регулирование отношений, связанных с арендой земель водного объекта, происходит в соответствии с Гражданским Кодексом РФ. Его же положения регулируют ответственность сторон, включая штрафы, пени и прочее. Ситуации, не предусмотренные ГК РФ, рассматриваются по Водному Кодексу.

Читайте так же:  Можно ли вернуть купальник в магазин

Для оформления необходимо подать заявление, в котором указана информация о заявителе, название и место нахождения водоема, цели и сроки пользования. Вместе с заявлением подаются:

  • копии удостоверяющих документов (для юридического лица – учредительного документа);
  • доверенность, при необходимости;
  • данные, подробно описывающие действия заявителя с водным объектом, а также действия, направленные на сохранение ресурсов;
  • графическая схема расположения сооружений в зоне;
  • технические сведения обо всем оборудовании, которое планируется к установке, обоснования массы водозабора (при необходимости);

Уполномоченный орган в течение шестидесяти дней обязан рассмотреть заявку, согласовать ее условия с федеральными органами, принять решение и предоставить результат рассмотрения.

После согласования всех объектов, получения соответствующей лицензии на предпринимательскую деятельность, можно начинать строительство в рекреационных и иных целях, с учетом условий, указанных выше (о требованиях к сооружениям).

Объекты, находящиеся в федеральной собственности, могут быть переданы и на основании решения для обеспечения нужд обороны или безопасности. Местными органами власти возможна передача земли по решению и в иных целях. Содержание схоже с договором водопользования. Лицо подает заявление, орган власти в течение тридцати дней выносит решение – согласие или мотивированный отказ. Отказ может быть обжалован в судебном порядке.

Перевод земель водного фонда в другую категорию

Согласно Федеральному Закону №127-ФЗ от 21.12.04, перевод осуществляется в случаях:

  1. Создания на месте водного объекта особо охраняемой территории.
  2. Размещения сооружений и других объектов муниципального или государственного значения (при отсутствии альтернатив).
  3. Изменения границ населенных пунктов или установления новых границ.
  4. Изменения, исчезновения, смещения границ водоемов (только с заключением экологической экспертизы).
  5. Указания такого перевода в соответствующем разрешении при вводе в эксплуатацию искусственного участка суши на водоеме.

Обратный перевод земель может произойти, если они занимаются водоемами, если были возведены гидротехнические и иные сооружения или созданы водохранилища. Перевод также возможен в случае изменений местоположения водоема.

На данный момент нет содержимого, классифицированного этим термином.

Источник: http://www.landatlas.ru/kategorii-zemel/zemli-vodnogo-fonda

Что такое земли водного фонда?

Все земельные территории в стране можно условно разделить на те, которые в большей степени используются, и те, которые в большей степени охраняются.

Земли водного фонда относятся ко второй категории территории, считаются землями особо назначения и охраняются государством для обеспечения гражданам права на благоприятную окружающую среду.

К таким землям относятся водные объекты, а также различные здания и сооружения, их обслуживающие.

Недвижимость имеет особый правовой режим и может эксплуатироваться только по строго ограниченному перечню видов разрешённого использования, установленных законодательством.

Понятие и особенности земель водного фонда

Что такое земли водного фонда, регламентирует ст. 102 Земельного Кодекса страны, а также весь Водный Кодекс и иные подзаконные нормативно-правовые акты. Земли водного фонда – это земли поверхностных вод, сосредоточенные в водных объектах, а также земли гидротехнических и иных сооружений на водных объектах.

На землях, которые заняты поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков. Чтобы построить водохранилища или иные искусственные водные объекты, нужно предварительно для этого зарезервировать земли.

К землям водного фонда относятся не только внутренние и территориальные моря, но и подземные воды вместе с прибрежными зонами. Водный Кодекс хоть и указывает на то, что вода является возобновляемым ресурсом, причисляет водные объекты к особо важным, наиболее уязвимым и охраняемым.

Водные отношения тесно соприкасаются с земельными, поскольку водные объекты не отделены от земли. Те же водные объекты, которые не имеют гидравлической связи с землёй, например, контейнеры с водой, не могут быть признаны объектами водного законодательства.

Вся информация о водных объектах фиксируется в водном государственном кадастре, где отражены сведения об отдельных водопользователях и применении объектов.

Отсутствие объекта в кадастре свидетельствует о том, что он не может быть признан объектом водного фонда страны.

Состав водного фонда

Чтобы объект можно было рассматривать в качестве объекта водного фонда, нужно, чтобы он обладал особыми характеристиками, в частности:
  • имел гидравлическую связь с окружающей средой;
  • постоянство;
  • вхождение в состав водного фонда.

Если вода скопилась на определенной территории временно в силу каких-то обстоятельств, к примеру, ливня или паводка, такой объект не будет частью водного фонда. Через время вода уйдёт с данной территории или переместится на соседнюю.

Водный Кодекс выделяет следующие виды земель водного фонда:

Понятие водного фонда по сути объединяет все объекты водного фонда страны. Акватория – это водные просторы, которые находятся в пределах любого искусственного или естественного водоема.

Весь состав земель водного фонда можно разделить на водные земли общего пользования и особо охраняемые земли.

На особо охраняемых водных зонах вводится специальный режим использования земли. Охрана ресурсов осуществляется для защиты окружающей среды, представителей флоры и фауны, там обитающих и растущих. В водоохранных чертах устанавливают защитные береговые линии и специальные знаки, предупреждающие граждан об особом статусе объекта.

Какой установлен правовой режим?

Правовой режим земель водного фонда устанавливается Земельным и Водным Кодексами, ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне РФ», водной стратегий РФ на период до 2020 года.

Правовой режим больше связан с охраной таких объектов, чем с их использованием.

Порядок использования и охраны земель водного фонда строго регламентирован. Нецелевое использование объектов влечёт привлечение виновного лица к административной ответственности, о чем расскажем далее.

Читайте так же:  Мошенничество в мелких размерах

Право собственности

Особо остро стоит вопрос о том, кому принадлежат земли водного фонда. Являясь достоянием всей страны, логично было бы, если бы эти земли принадлежали всем гражданам. Но по факту это не так, у земель водного фонда особый правовой режим владения.

Могут ли земли водного фонда находиться в частной собственности, говорит Водный Кодекс. В ст. 8 Водного Кодекса указано, что все водные объекты вместе с земельными участками, на которых они располагаются, принадлежат к собственности РФ, то есть к федеральной собственности.

Субъекты РФ, отдельные города, юридические лица и граждане могут иметь в собственности только обособленные водные объекты. Это искусственные непроточные водоемы, имеющие небольшую площадь, но не имеющие связи с другими поверхностными водными объектами. Проще говоря – это пруды и обводнённые карьеры.

По ГОСТу 19179-73 «Гидрология суши. Термины и определения» пруд – это мелководное водохранилище с площадью менее 1 квадратного километра.

Если земля, на которой расположен пруд или обводнённый карьер, находится на территории двух или более субъектов РФ, она является федеральной собственностью РФ.

То сути право частной собственности на водный объект возникает и исчезает одновременно с правом собственности на землю, они друг от друга не отчуждаемы.

Приватизация земель водного фонда запрещена в пределах береговой полосы, установленной Водным Кодексом страны. Это положение указано в п. 8 ст. 27 Земельного Кодекса.

Разрешённое и запрещённое использование

Поверхностные водные объекты, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, могут использоваться всеми гражданами, но только по назначению. По договору частным лицам они могут передаваться в долгосрочное или краткосрочное пользование. При этом права их ограничены водными сервитутами. То есть объекты используются для прохождения судов или прогона скота.

Владелец земли имеет право использовать по закону подземные воды или создавать на этой территории пруд, если это никому не мешает.

В водоохранных зонах допускается проектирование, строительство и использование специальных сооружений, если они оснащены центральной канализацией, системой отвода сточных вод и сооружением для сбора отходов.

Отчуждать водные объекты без земельных участков законодательство запрещает. Кроме того запрещено на особо охраняемых землях водного фонда:

  • Пахать землю.
  • Производить вырубку деревьев сверх установленных норм санитарных нужд.
  • Организовывать животноводческие фермы.
  • Размещать кладбища или скотомогильники.
  • Использовать ядохимикаты и удобрения.
  • Устраивать автостоянки, заправки и мойки автомобилей.
  • Организовывать сбор и хранение мусора.
  • Нельзя разделить земельный участок, на котором располагается водный объект, если для этого придётся делить пруд или обводнённый карьер.

    Такие водные объекты имеют и особое налогообложение. На 2020 год не являются объектом налогообложения только участки в землях водного фонда, которые ограничены в обороте и заняты водными объектами, находящимися в государственной собственности. Те же объекты, которые принадлежат юридическим или физическим лицам, подлежат налогообложению в установленном законом порядке.

    Как происходит перевод земель?

    Перевод земель в водный фонд или наоборот из водного фонда в другую категорию земель регламентирован ФЗ № 172 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

    Перевод земель водного фонда в другую категорию земель по ст. 12 ФЗ допускается только:

  • При создании особо охраняемых природных территорий.
  • При установлении или изменении границ земельного участка.
  • При размещении на данной территории объектов государственного или муниципального значения при отсутствии для этого другой земли.
  • При прекращении существования водных объектов.
  • Прекращение существования водного объекта может быть при изменении русла реки, при изменении границ месторасположения.

    Перевести землю другой категории в земли водного фонда можно, если:

    • земля занята водным объектом;
    • осуществляется строительство искусственного водного объекта или обслуживающего его сооружения;
    • меняются русла рек или границы расположения водных объектов.

    Перевод земли из одной категории в другую обязательно должен быть документально оформлен.

    Управление, мониторинг и аренда

    Управление водным фондом в стране осуществляется по бассейновому подходу, на основании которого в РФ действует 21 бассейновый округ. Каждый округ состоит из речного бассейна и связанных с ним подземных вод.

    Мониторинг осуществляется государством и включает в себя регулярные наблюдения за состоянием поверхностных и подземных вод, прогнозирование возможных изменений в состоянии водных ресурсов.

    В РФ ведением Государственного водного кадастра занимается Министерство природных ресурсов и Федеральная служба России по гидрометеорологии мониторингу окружающей среды.

    Договор аренды водного объекта не требуется заключать в случаях, если осуществляется деятельность, связанная с использованием водных транспортных средств, рыболовство и охота, научно-исследовательская деятельность, купание, отдых или водопой скота.

    Договор водопользования можно заключить для следующих целей:

    • забор воды с поверхности водоема;
    • использование акватории;
    • производство электроэнергии без изъятия водных ресурсов.

    Демонтаж установленного для работы оборудования и конструкций арендатор после окончания срока действия договора аренды должен осуществить за свой счёт.

    Гражданам за нарушение правил водопользования по ст. 8.14 КОАП РФ грозит штраф в размере от 500 до 1000 рублей, юридическим лицам – от 80 до 100 тысяч рублей.

    Объекты водного фонда не отчуждаемы от земель, на территории которых они расположены. Большая часть таких объектов находится в федеральной собственности государства и относится к строго охраняемым зонам особого назначения. Оформить такой объект в частную собственность можно, но только на особых условиях с соблюдением правил разрешённого использования, установленных нормами законодательства.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://expert-home.net/zemli-vodnogo-fonda/

    Земли водного фонда
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here